Со второй половины ХIХ столетия «скорость» жизни значительно увеличивается: появляются новые средства связи, развивается транспорт, расстояния, ранее казавшиеся непреодолимыми, оказываются легко доступными. В этой атмосфере спешки традиция писать длинные чувственные письма оказывается не всегда уместной.

    Ей на помощь приходит открытка, призванная удовлетворить требования общества и сократить время для письменного общения с друзьями и родственниками. Открытка, то есть бланк почтовой карточки с иллюстрацией, была придумана и создана специально для путешествий. Образ жизни путешественника вызвал необходимость в отсылке кратких сообщений по ходу следования о благополучном достижении следующего пункта. Это было популярно не только в Европе, но и России. Енисейск в этом смысле не исключение.

    Фотооткрытки с видами города из коллекции Енисейского краеведческого музея дают представление о характере застройки, отдельных памятниках архитектуры, культовых объектах.

    В музее находятся на хранении порядка пятидесяти открыток разных издательств: в пользу Общины Св.Евгении или Красного Креста (одни из первых открыток), магазина Л.Ф. Флеера, не расшифрованное A.H.i. Strbg и ещё одно неизвестное.

    В музейной коллекции открыток имеется подборка издательства московской фототипии Шерер и Набгольц и Ко. Заказчиком этого набора стал магазин Александра Алексеевича Баландина. Фотографом, скорее всего, был енисейский фотограф-любитель Михаил Прокопьевич Миндаровский.

    Но есть среди этих наборов одиннадцать открыток, которые имеют на оборотной стороне надписи красным цветом. Целиком коллекция состоит из двадцати открыток. Удалось найти еще восемь в интернете. Таким образом, осталась неопознанной лишь открытка под номером 13.

    Заказчиком данных открыток было Общество попечения о начальном образовании в г. Енисейске. Печатались они в фототипии Шерер и Набгольц и Ко в Москве в 1903 году, о чем имеются соответствующие записи.

    Знаменитая полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» была создана в 1863 году, когда баденский подданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.

    В 1867 году фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».

    С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М. А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом.

    Одними из первых в России А. И. Мей и М. А. Шиндлер освоили новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах. К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. Это было отмечено на Московской фотографической выставке 1882 года, где фирма удостоилась серебряной медали.

    В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде Мей и Шиндлер были удостоены этой высокой награды в третий раз.

    Особенным в жизни А. И. Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. В 1896 году А. И. Мей становится единоличным владельцем фирмы.

   Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. Одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901- 1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером».

    До 1894 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 году ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г. Фирма просуществовала вплоть до 1918 года.

    Енисейскому «Красному Шереру», которому в этом году исполнилось 115 лет, в музейной коллекции отведено особое место.

   Перечислю виды Енисейска, запечатленные на них:

1. Береговая улица (найдено в интернете)

2. Общественное собрание

3. Устье р. Мельничной (найдено в интернете)

4. Абалакская церковь

5. Народная читальня и школа в память А. С. Баландина (найдено в интернете)

6. Спасский мужской монастырь

7. Городской бульвар

8. Мост через Мельничную и Рождественская церковь

9. Иверский женский монастырь (найдено в интернете)

10. Мужская прогимназия (найдено в интернете)

11. Рынок (найдено в интернете)

12. Во время наводнения (найдено в интернете)

13. ?

14. Алексеевский переулок

15. Городская дума и церковь Преображения

16. Общий вид (Енисейск с колокольни Троицкой церкви)

17. Вид с колокольни церкви Вознесения

18. Большая улица (с пожарной каланчи)

19. Общий вид (с колокольни Вознесения) (найдено в интернете)

20. Городская лечебница

    Открытое письмо сегодня забыто. Переписка ушла в виртуальное пространство. Но как хочется иногда прочесть написанные чернилами строчки: Его Высокоблагородию… в собственный дом… Имею честь поздравить …

 

Поздеева Наталья Владимировна,

Енисейского музея

хранитель енисейских историй