«Сусальный ангел»
    Культовая деревянная скульптура – явление в русской религиозной истории особое, сегодня – почти утраченное, поэтому каждый старинный предмет, сохранившийся до наших дней – редкость, настоящий антикварный раритет. Деревянные скульптуры, несущие сакральный смысл, получили особое распространение на Русском Севере, а также за Уралом и этому явлению сопутствовали определенные причины.
    Язычество, столь тщательно угнетаемое в Центральной России, необычно прочно укрепилось в отдельных территориях, даже в семнадцатом и восемнадцатом веках люди, крещенные в православную веру, продолжали отмечать языческие праздники, исполняли обряды, а в язычестве деревянная резная скульптура присутствовала в обязательном порядке и в большом количестве. Деревянные языческие идолы исполнялись грубо, что называется «топорно», а вот резная религиозная деревянная скульптура, появившаяся в православных храмах, отличалась совсем другими качествами, тут особо ценилась характерность персонажей, тождественность их миру людей, тонкость и динамика в исполнении линий и пропорций. Одним словом, церковная деревянная скульптура требовала от резчиков совершенно иного уровня в качестве исполнения святых образов. Пользуясь достаточно примитивными орудиями труда, резчики уже в 18-м веке достигают необычного совершенства в изготовлении как отдельных скульптур, так и многофигурных скульптурных композиций.
    В резной старинной скульптуре можно встретить не только изображение Ангелов, но и фигуры Херувимов. И хотя в описании Херувима говорится, что он «полон глаз», которые располагаются у него на спине, голове, крыльях, ногах и груди, в традициях резьбы русских храмов такие подробности опускаются и Херувим отличается от Ангела лишь количеством крыльев. Херувимы является наравне с Серафимами, наиболее близкими к Богу и принадлежат второму, после Серафимов, ангельскому чину. Однако именно ангелов принято изображать с двумя крыльями и человеческой головой. При этом голова и лик Ангела символизируют человеческую душу, а крылья — скорость. 
    Представленные вашему вниманию резные Ангел и Херувимы предположительно из Богоявленского собора и относятся ко второй половине XIX века. Все фигуры выполнены из дерева, расписаны и покрыты сусальным золотом. Работа резцом безупречна и точна, пластика лица, обводы крыльев, проработка волос на голове Херувима – все это заставляет радоваться и удивляться!