Клуб «Юный Исследователь»

        Музей – это уникальное культурное пространство, которое способно объединить в себе знание о прошлом, рефлексию о настоящем и   возможное будущее.   В современном понимании музей означает «научно-исследовательское   учреждение», которое осуществляет   хранение, изучение и популяризацию памятников  природных объектов. Музеи давно вышли за рамки только экспозиционно-выставочной работы,  это серьезная научно-исследовательская и  просветительная   работа.     В Енисейском краеведческом музее работает клуб естественно-научной направленности.   

     Сегодня возрастает значимость знания и поэтому в клубе  возникает актуальность поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей. В нем занимаются увлеченные дети  разного возраста. Среди них есть   увлеченные краеведческим  материалом  малой Родины.

    Развитие человека – это, прежде всего, процесс познания окружающего мира. И процесс познания сопровождает человека в течение всей его жизни.  Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в музей, где подростки  встречаются с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стали  очевидцами различных событий, самостоятельно проводят  краеведческие наблюдения, работают в фондах музея. В последнее время среди ребят   стало популярным участие в экспедициях   малых ландшафтов, подворий, встреч с интересными людьми.         

    Освоение же методов изучения тех или иных природных объектов позволяет детям не только расширить свой кругозор, но также научиться ставить проблемные задачи, находить пути их решения  применяя разные  вариации,  а так же получить навыки представления результатов своей деятельности. Последнее приобретает все большее значение в современном мире. Таким образом, программа клуба «Естественно –научного направления» включает в себя две важные составляющие: знакомство с системой взаимосвязей между живыми организмами разных уровней организации и овладение методологией научных исследований ,   включающей в себя, разнообразие способов представления материалов на конференциях разного уровня.    

    Именно наблюдения за  природой   вызывает у детей эмоциональный ответ  и   устойчивый интерес к изучаемому вопросу. На каждом занятии  ребята , знакомятся с  теоретическим  материалом, осваивают   практические методы изучения природы знакомятся  с  методами  обработки и представления полученных данных. Спектр представления своих исследований широк —    презентация,   доклад, стендовый доклад, статья, аннотация к работе.      Любая исследовательская работа, проводимая ребятами, позволяет при помощи наблюдений подтвердить или опровергнуть некую  гипотезу,  после работы с литературным материалом по теме. Первостепенное значение отводится  работе с литературой и ознакомлению  ранее изданной информации.  Исследуется большое количество  литературных  источников, а  в итоге  делают обоснованное заключение литературным источникам.          

    Воспитанники клуба  выполняющие вторую и последующие работы, как правило, проявляют значительно большую самостоятельность при сборе данных и их первичной обработке.   На занятиях  происходит  обсуждение  и  конкретизация задач,   подбираются   пути   решения.     Следует сказать, что большинство ребят очень охотно занимаются  в роли инструктора и переживают за успехи своих  младших  Таким образом, формируется коллектив единомышленников, совместно решающих   проблемы исследовательской работы,  помогающих друг другу. Лидерские качества и незаурядные организаторские способности, креативный подход к  исследованиям в подобной обстановке нередко начинают проявлять ребята. 

    Следует отметить, ребята  могут расширить сферу приложения своей исследовательской деятельности, осваивая  сложное   направление, это проведение наблюдений   в дикой природе.     В течение   полевой практики ребята осваивают несколько простых методов   наблюдений и применяя  их на практике. Исследовательская работа в рамках экспедиции   обогащает опыт юного исследователя.            

    В современных условиях для  участия в исследованиях  важную роль играют технические средства обучения и, в первую очередь, компьютерная техника. Навыки работы с компьютером, владение разнообразными программами,  дают воспитанникам  клуба возможность легче адаптироваться к требованиям, предъявляемым в настоящее время.  Не следует забывать, что активное использование компьютерных технологий существенно повышает интерес  ребят  к занятиям.